Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к пяти годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо.
В настоящее время в МДОУ "Колокольчик" есть дети с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопеда детского сада. Вся логопедическая работа в МДОУ "Колокольчик" направлена на формирование правильной речи у ребенка:
• подготовка артикуляционного аппарата к работе;
• развитие фонематического восприятия;
• развитие мелкой моторики рук;
• постановка звуков;
• автоматизация звуков;
• дифференциация звуков;
• формирование слоговой структуры слов;
• обогащение и активизация словаря;
• работа над грамматическим строем речи;
• формирование связной речи;
• формирование психологической базы речи.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Нетрадиционные (также можем их назвать - инновационными) методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Наши логопеды находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• крупотерапия;
• массаж шестигранными карандашами;
• игры со счетными палочками;
• игры катушками, крышками и пуговицами;
• шнуровки;
Игровые упражнения и игры с вышеперечисленными средствами сочетаются с текущей логопедической работой, являются стимулирующим дополнительным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Детям эти игры очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют их в свободной деятельности.